0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

*

Оффлайн Şayan'4ukАвтор темы

  • ********
  • 1391
  • +266/-0
  • Пол: Мужской
Все о видеокартах
« Ответ #15 : 19 Январь 2008, 11:27:42 »
9.2.4. Упаковка чипов памяти
Память в более современной упаковке быстрее, гонится лучше, имеет лучший теплоотвод, что и неудивительно - именно для этого разрабатываются и применяются новые типы упаковки.

Прогрессивная BGA-упаковка имеет характерную внешность: квадратная форма, низкая высота, более слабое крепление к печатной плате (последнее лучше не проверяйте, я вас просто предупредил :).
9.2.5. Тип (SDRAM/SGRAM)
Память типа SGRAM должна быть сама по себе незначительно быстрее, чем типа SDRAM, но, по слухам, гонится хуже. Пока я не имею достаточно информации, чтобы утверждать что-то наверняка, но в ближайшее время в этом вопросе появится некоторая ясность, хотя бы в плане быстродействия на одинаковой частоте.

Визуально отличить их друг от друга просто - у SDRAM ножки выведены только с двух сторон, у SGRAM - с четырех.

9.2.6. Количество микросхем
Разгон памяти ограничивается самым слабым чипом. Вывод из этого прост - чем меньше чипов памяти, тем проще она должна разгоняться (при прочих равных условиях).

9.3. Разводка печатной платы
Печатная плата проектируется для работы на определенных частотах. Т.о. она может стать непреодолимым препятствием для работы GPU и памяти при оверклокинге.

Естественно, реализовать более высокочастотную разводку стоит дороже. Большая сложность в обеспечении высоких частот (наводки от самой платы и других устройств, паразитные сигналы и прочее) заставляет использовать на печатной плате большее количество "слоев" с разведенными дорожками. Так как каждый лишний слой заметно удорожает производство, их стараются лишний раз не проектировать и не использовать, и можно сказать, что 8-слойная печатная плата будет стабильнее и сможет держать более высокие частоты чем, скажем, 6-слойная. Кроме того, визуально можно заметить на более сложных и мощных платах конденсаторы большей емкости и в больших количествах.

Последнее время некоторые производители используют для младших моделей видеокарт дизайн от старших, что благоприятно сказывается на их разгонном потенциале. Те же, что разрабатывают и используют собственный дизайн, в каждом случае должны исследоваться индивидуально и заочно о них ничего наверняка сказать нельзя. Как правило, известные бренды создают качественный дизайн, а малые, ориентированные на поток дешевой продукции - слабый, портящий качество 2D и практически не разгоняющиеся.

9.4. Старшие и младшие модели
Этот вопрос уже затрагивался (в пункте 2.4), но ничего страшного не случится, если я повторюсь:

Чипы одного типа производятся на одной линии с использованием единого техпроцесса. Техпроцесс определяет максимальный теоретический предел частоты чипа. Младшие и старшие модели видеокарт, в принципе, имеют одинаковый потенциал по частотам, но некоторые из них по статистике заработали и были промаркированы более высокими частотами, а некоторые более низкими. Это означает, что младший из серии видеокарт чип будет потенциально разгоняться на большие значения, чем старший, а старший - намного меньше, т.к. он работает уже почти "на пределе". Хотя по абсолютным значениям частот, старшая модель при разгоне в большинстве случаев обгонит младшую.
 
9.5. Степпинг чипа (дата выпуска)
Чипы со старшим степпингом будут гнаться лучше.

Степпинг невозможно определить, не посмотрев на маркировку чипа, а он, как правило, наглухо закрыт системой охлаждения. Продавцы же не горят желанием отдирать радиатор и изучать надписи. Узнать о нем можно косвенно - через интернет, знакомых продавцов или купивших такую видеокарту. Если же вам повезло и вы купили карту с возможностью возврата в течение нескольких дней, можете аккуратно отделить радиатор и посмотреть, если увидели не совсем то, что хотели - вернуть.

Трудность еще и в том, что смена степпинга, как правило, не афишируется и две как будто одинаковые видеокарты одного производителя могут иметь чипы разных степпингов, а значит, и разные достижения в разгоне.
 
9.6. Перемаркировка, продажа под другим именем
Если вы уже изучили пункты 2.2.1 Перемаркировка чипов и 2.2.2 Искусственное ограничение скорости можете приступать к чтению этого :).

Возможны три варианта:

1) Производитель тихонько установил на карту чип от старшей модели и прикрыл сей вкусный факт радиатором :). Такое бывает редко и часто связано с началом производства серии новейших чипов, еще не имеющих полноценной маркировки, или большим процентом выхода годных чипов.

2) Разработчик GPU обозвал его другим именем и вовсю продает как "бюджетное решение".

3) Предприимчивый китаец влепил на карту более дешевый чип и вовсю продает карту под именем более дорогой. Будьте внимательны при покупке, требуйте возможность возврата (уж если вы решили сэкономить или просто мало денег)!

9.7. Режим AGP
Режим передачи данных по AGP имеет значение, когда вы разгоняете процессор через FSB и на шину PCI подаются нестандартные частоты. Некоторым видеокартам для нормальной работы в таких условиях необходимо понизить скорость AGP до 2X, иногда до 1X.

Некоторые материнские платы имеют возможность повышать напряжение, подаваемые на AGP. Относительно полезности этой функции идут споры, но, по сообщениям некоторых пользователей, повышение напряжение на AGP способно увеличить стабильность работы при нестандартных частотах на AGP.

Также на стабильность могут влиять режимы AGP Fast Writes и AGP Sideband Addressing.
 
9.8. Время года (забортная температура)
Зимой воздух в помещение холоднее, чем летом, а именно им мы и охлаждаем наши компьютеры. Чем больше разница в температурах охлаждаемой поверхности и воздуха, тем быстрее первая отдает тепло, и, естественно, минимальная температура видеокарты не может быть ниже температуры воздуха. Поэтому зимой все охлаждается лучше, а летом - хуже.

Если вы разогнали карточку летом, то зимой можете попытаться получить еще несколько мегагерц, а если разогнали зимой - летом она может отказаться работать на таких частотах.

Поэтому:

1) вашей системе охлаждения не помешает запас "прочности";

2) летом может понадобиться снизить частоты до наступления холодов.
 

10. Что изначально способствует разгону?
А теперь о приятном :)
10.1. Запас прочности производителя (Бренд vs Noname)
Для начала читаем пункт 2.1.4 Запас прочности производителя. Прочли? А теперь конкретнее:

Продукцию известных фирм можно разделить на два класса: mainstream (основной поток) и enthusiastic (для энтузиастов). На первых зарабатывают деньги минимальной себестоимостью и гарантированным для пользователя качеством при средней цене; на вторых - повышенным качеством/функциональностью при высокой цене. Про вторые можно сказать наверняка - они гоняться лучше. Еще одна категория "noname", имеет несколько подвидов: "настоящий" ноунейм; ноунейм, имеющий торговую марку и отвратительное качество; "бывший" ноунейм, имеющий торговую марку и растущее качество продукции, способный вырасти в бренды. "Настоящий" ноунейм - лотерея, с характерной для нее малой вероятностью выиграть. Ноунейм с названием характеризуется также. "Бывший" ноунейм уже с некоторыми оговорками может рассматриваться как дешевая альтернатива брендам.

Т.к. каждый любой производитель может выпустить и хорошую, и плохую (с оверклокерской точки зрения) модель, то приведенная ниже информация может восприниматься лишь "для общего развития", причем, повторюсь, с точки зрения разгона:

 с претензией на разгон: Abit, Albatron, Asus, Gainward, Leadtek, S/U/M/A;

 mainstream-продукция: Chaintech, Gigabyte, MSI, Soltek

 noname с торговой маркой: Manli, Super Grace

 бывший noname: Sparkle, Aska, Inno3D, Palit

 мало информации или неоднозначны: Prolink, Sapphire, Triplex

Как правило, оверклокер "дружит" с брендами.
 
10.2. Специальная поставка
Не думайте, что производитель, написавшей на коробке своей видеокарты "Мега-Супер Поставка для Чудо-Разгона", горит желанием помочь вам, гордому советскому оверклокеру :). В первую очередь им надо заработать на вас деньги, а это, в частности, можно сделать разрекламировав уникальные свойства своего продукта и немного задрав на него цену, кроме того, с более дорогого продукта всегда более высокая прибыль. Именно поэтому множество таких "специальных функций" могут приносить мало пользы и служить только для эстетики. О конкретных преимуществах подробнее:

10.2.1. Разводка печатной платы
Производство младшей модели на базе дизайна от старшей - очень приятная практика, дающая возможность без особых капитальных вложений сделать из дешевой (относительно) видеокарты самую дорогую. Часто эту информацию приводят в интернет-обзорах, а если там ее нет, достаточно найти в том же интернете фотографии референс-плат для интересующих моделей и сравнить с "живым" продуктом. Если же плата имеет уникальный дизайн, то про него наверняка ничего сказать нельзя.

См. также пункт 9.3 Разводка печатной платы.
 
10.2.2. Охлаждение
Самое частое различие в видеокартах разных фирм - разнообразные по виду и форме системы охлаждения, часто видоизмененные для красоты и "эксклюзивности".

Чтобы фабричная система охлаждения была максимально эффективной, она должна иметь следующие признаки:

1) наличие большего радиатора на видеочипе, чем большей площади, тем лучше;

2) как минимум наличие вентилятора, лучше большого размера и высокооборотистого, как вариант - нескольких;

3) наличие радиаторов на чипах памяти;

4) сбалансированность конструкции - уж если мы устанавливаем радиаторы на память, они должны быть одинакового размера (или эффективности) на всех чипах;

5) качественная установка радиаторов - отполированная поверхность, наличие термоинтерфейса, отсутствие дефектов и перекосов в установке;

6) по моему мнению, радиатор не должен охлаждать одновременно память и чип, так как тепло чипа может нагревать память, что не есть хорошо.

Возможно также применение уникальных конструкций - турбин, охлаждающих обратную сторону систем, бесшумного охлаждения и прочего.

Систему охлаждения всегда несложно модифицировать под свои нужды, так что, если видеокарта не удовлетворяет всем перечисленным требованиям, не расстраивайтесь. Улучшенное охлаждение от производителя призвано облегчить нашу благородную задачу.

10.2.3. Скоростная память
Непременным атрибутом, который хочет найти оверклокер в специальной поставке - память с малым временем доступа. К сожалению, этим производители балуют не особо часто.
 
10.2.4. Повышенные частоты
Уж если установлена хорошая система охлаждения и быстрая память, то почему бы сразу не повысить частоты и сделать их номинальными? Именно так и думают многие производители, стремясь еще больше увеличить продажи своих плат. Это особенно хорошо, если человек по каким-то причинам не может или не хочет заниматься оверклокингом. Для настоящих оверклокеров это, скорее, помеха - у такой карты выше цена (за "официальный" разгон), меньший эффект от разгона, да и неинтересно так :).

10.2.5. Термодатчик
Встречаются (редко) видеокарты, имеющие термодатчик. Хоть он и не находится в чипе, а установлен около него (что добавляет некоторую неточность и заторможенность в получаемые с него данные), он помогает оценить температурный режим карты, что очень полезно при разгоне. Показания снимаются специальной программой в комплекте видеокарты.

Если ваша материнская платы имеет поддержку внешнего термодатчика, вы можете воспользоваться им.
 
10.3. Установка более качественных деталей, чем должны быть по спецификации
Надеюсь, с пунктом 2.2.3 Установка более качественных деталей из-за отсутствия других вы уже ознакомились.

Обычно производители ставят скоростную память из-за отсутствия другой или в специальной поставке. Естественно, это способствует разгону.

11. Как охлаждать?
Пришло время дать конкретные рекомендации по улучшению охлаждения.

11.1. Теория охлаждения (физика процесса)
Для лучшего понимания сути процесса и более эффективных действий, я советую вам ознакомиться с некоторыми теоретическими сведениями об охлаждении.

 Разность температур
Чем больше разность температур, тем быстрее происходит теплообмен. Значит, чем более холодным воздухом (или другим веществом) мы охлаждаем, тем выше эффективность охлаждения.

 Поверхность теплообмена
Теплообмен происходит только с поверхности тела. Значит, чем больше площадь охлаждаемого тела, тем быстрее он будет происходить. Это одна из ключевых характеристик применяемых для охлаждения радиаторов и кулеров.

 Степень теплопроводности
Теплопроводность - скорость проведения тепла. Наибольшую теплопроводность имеют металлы (в порядке возрастания): алюминий, медь, серебро.

 Теплоемкость
Теплоемкость - способность поглощать (сохранять) тепло. Для лучшего охлаждения надо использовать материалы с высокой теплоемкостью. Медь и серебро имеют теплоемкость меньшую, чем алюминий, но это с лихвой компенсируется большей величиной другого важного параметра - теплопроводности.

 Термическое сопротивление
Каждая охлаждающая система имеет специфическое термическое сопротивление. Эта величина показывает, на сколько градусов поднимется температура охлаждаемого объекта при увеличении рассеиваемой мощности на 1 Вт. Чем меньше это значение, тем лучше.

11.2. Средства и способы охлаждения
Тут перечислены основные средства и способы охлаждения.

11.2.1. Радиаторы
Радиатор - самый простой способ охлаждению. Он относится к пассивным охлаждающим устройствам - охлаждение происходит за счет теплообмена между охлаждаемым устройством, поверхностью радиатора и циркулирующего естественным путем воздуха. Отсюда относительно слабая охлаждающая способность радиаторов (большое термическое сопротивление) - воздух вокруг них нагревается и эффективность охлаждения падает. Преимущества - отсутствие какого-либо шума, дешевизна и простота конструкции.

Для повышения эффективности охлаждения используют радиаторы больших размеров, более сложного профиля - т.е. с большей площадью поверхности; из металлов с большей теплопроводностью, сплавов, с применением напылений, комбинациями этих способов; также для улучшения теплоотвода может применяться полировка основания радиатора. Большинство радиаторов создаются из алюминия, меньшее количество - из меди или с медным основанием.
 
11.2.2. Вентиляторы
Вентиляторы обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха, что улучшает охлаждение и относит их к разряду активных систем охлаждения. Сам по себе вентилятор не особо эффективен и имеет большое термическое сопротивление. Он применяется при невозможности (или сложности) установки радиатора, низких требованиях к охлаждению или необходимости циркуляции воздуха для уже имеющихся систем охлаждения.

Эффективность вентилятора определяется объемом прогоняемого через него воздуха за единицу времени - CFM (cubic feet per minute) - кубических футов в минуту. Повышению эффективности способствует более эффективная конструкция лопастей, больший размер и большее количество оборотов.

Вентиляторы при работе издают шум, величина которого зависит от скорости вращения. Вентиляторы со скоростью вращения около 2-3 тыс. об./мин практически бесшумны, а со скоростью 6-7 тыс. об./мин уже воспринимаются человеческим ухом как очень шумные. Для повышения эффективности охлаждения при сохранении приемлемого уровня шума можно применять 80-мм вентиляторы (как в блоках питания) с низким количеством оборотов.
 
11.2.3. Кулеры
Под словом "кулер" (англ. cooler - букв. "охладитель", "вентилятор") сейчас принято понимать радиатор с установленным на нем вентилятором. Эта комбинация существенно улучшает эффективность охлаждения, позволяя кулеру относительно небольших габаритов охлаждать, например, процессоры с существенным тепловыделением - до 70-80 Вт. В хороших кулерах вентилятор и радиатор разрабатываются специально для данной модели, что позволяет еще более увеличить эффективность охлаждения.

Кулеры - самый распространенный способ охлаждения, обладающий, наряду с небольшой ценой, хорошей эффективностью.
 
11.2.4. Термоинтерфейс
Радиатор прилегает к охлаждаемому объекту своим основанием и именно через него передается тепло. Мы уже знаем, что чем больше контактная поверхность, тем быстрее происходит теплообмен. Но идеально ровных поверхностей не существует - всегда имеются трещинки, шероховатости, неровности и т.д., и в них попадает воздух - очень хороший теплоизолятор. Поэтому для улучшения теплообмена применяют различные термоинтерфейсы - вещества с высокой теплопроводностью и обладающие текучестью, способные заполнить щели между поверхностями. Вот какими они бывают:

 Термопаста
Термопаста - самый распространенный вид термоинтерфейса. Термопаста имеет меньшую теплопроводность, чем металлы, поэтому она должна наносится тонким слоем, излишек ее может ухудшить охлаждение.

Широко применяется отечественная высокоэффективная КПТ-8, опробованная и оцененная не одним поколением оверклокеров, имеющая низкую цену и хорошую распространенность.
 
 Термоклей
Термоклей отличается от термопасты своей клеющей способностью и чуть меньшей теплопроводностью. Его не всегда можно найти (или найти за приемлемые деньги :), но иногда он незаменим - им можно без всяких сложностей плотно приклеить радиатор к охлаждаемому чипу. Будьте осторожны - раз приклеив радиатор, у вас могут возникнуть сложности с последующим его отделением.

 Прокладки, смеси и прочее
Часто заводские кулеры продаются с нанесенным на основание термоинтерфейсом. Это могут быть различные прорезиненные прокладки, фольга, смеси, термопасты и им подобные. Некоторые смеси имеют свойство при высоких для чипа температурах плавиться и заполнять собой "воздушные ямы".

Со своей оверклокерской точки зрения я вынужден сильно раскритиковать все эти выдумки и их несознательных конструкторов:

Прокладки, фольга и т.п. - имеют сомнительную теплопроводность, низкую вязкость, а значит неспособность эффективно заполнять воздушные щели, часто низкое качество установки; а самое главное - они являются еще одним препятствием охлаждению между радиатором и чипом; зачастую дают отрицательный эффект для охлаждения. Мораль: срывать сразу, зачищать место их установки и наносить свою термопасту.

Нанесенная на заводе термопаста - неизвестное качество, невозможность использования более чем 1-2 раза, часто слишком толстый слой, возможны трудности с последующем удалением для нанесения своей термопасты. Если же термопаста идет в комплекте с кулером, то ее уже можно использовать многократно, но вопрос ее качественности остается открытым. Мораль: годится к однократному применению, а лучше к нулевому и "срывать сразу, зачищать место их установки и наносить свою термопасту" :).

Плавящиеся смеси - тут уж выражению пойдут матерные... Вы пробовали когда либо соскоблить прилипшую и засохшую жевательную резинку с открытой поверхности ядра (без распределителя тепла) вашего процессора? Мораль: см. два предыдущих пункта.

Конечно, я уверен, существуют перечисленные конструкции свободные от всех этих недостатков, но мне они не встречались...
« Последнее редактирование: 19 Январь 2008, 11:38:43 от Sailkon »
Арррр.....)

*

Оффлайн Şayan'4ukАвтор темы

  • ********
  • 1391
  • +266/-0
  • Пол: Мужской
Все о видеокартах
« Ответ #16 : 19 Январь 2008, 11:30:50 »
11.2.5. Экстрим
Выше мы рассмотрели традиционные способы охлаждения, но существуют еще и альтернативные - как правило более сложные/дорогие (порой намного), но и более эффективные. Они применяются для максимальных достижений в разгоне людьми, которые хотят дойти, как некоторые "до последнего моря", - до последнего мегагерца.
11.2.5.1. Медь (или серебро :)
Медь имеет теплопроводность почти в два раза более высокую, чем у алюминия, но стоимость готовых изделий из меди ощутимо выше, чем у алюминиевых. Кроме того, давно известно, что и из алюминия можно сделать эффективный кулер, а медный испортить несовершенством проектирования/исполнения. Тем не менее, все "экстремальные" системы охлаждения - медные.

Серебро (незначительно более теплопроводящее, чем медь) пока применяется максимум в качестве экзотического "эстетического" напыления на поверхности некоторых видеокарт (Triplex и Soltek), способного, по заявлением производителей, улучшить тепловой режим видеокарты на 30%, сделав эту поверхность своеобразным распределителем тепла.

11.2.5.2. Водяное охлаждение
Вода - отличный теплопроводник и уже давно используется в этой роли в промышленных масштабах. В компьютерную отрасль она только начинает приходить ввиду сложности ее применения в бытовых условиях, опасности использования с компьютерной техникой и малой необходимостью настолько эффективного охлаждения.

В общем виде водяное охлаждение представляет из себя непосредственно блок охлаждения чипа, систему трубок, второй блок с помпой и радиаторами, хладагент - воду или другое жидкое вещество. Принцип действия таков: хладагент циркулирует по системе, эффективно отбирая тепло в блоке микросхемы и отдавая его системе радиаторов в блоке с помпой. Использование меди в этой конструкции (полностью или частично) способно существенно увеличить эффективность этой, и без того обладающей очень малым термическим сопротивлением, системы.

Система может быть как бесшумной, так и очень шумной - в зависимости от исполнения. Из других недостатков: опасность разгерметизации, может потреблять большую электрическую мощность, имеет высокую цену или сложна в изготовлении, часть деталей располагаются вне системного блока, встречается редко (и не в нашей стране :).

Пока использование водяного охлаждения целесообразно в двух случаях (естественно, вы должны быть готовы бороться/мириться с остальными недостатками):

1) необходимость максимально эффективного охлаждения (в т.ч. с модулем Пельтье, см. ниже);

2) необходимость создания бесшумной системы охлаждения.
 
11.2.5.3. Модули Пельтье
Модули Пельтье используют одноименный термоэлектрический принцип и представляют собой невысокую пластину, на которую подается ток, одна сторона ее холодная, а другая - горячая.

Достоинства: очень малое термическое сопротивление, возможность понижать температуру ниже температуры окружающей среды, отсутствие шума от самого модуля, возможность использования нескольких модулей последовательно.

Недостатки: очень большая электрическая мощность; очень большое тепловыделение, опасность образования конденсата, очень высокая цена, сложность в установке, сложность приобретения.

Это, пожалуй, самый эффективный "дожидкоазотный" способ охлаждения.

 
11.2.5.4. Жидкий азот
Охлаждение жидким азотом - самый экстремальный способ охлаждения. Ввиду сложностей и кратковременности использования применяется для установления рекордов и определения потенциала чипов. Приведен для справки :).
 
11.3. Улучшение охлаждения:
Имеющегося на карте охлаждения, как правило, совершенно недостаточно не только для результативного оверклокинга, но, зачастую, и для нормальной работы при плохом температурном режиме в системном блоке.

Доработка системы охлаждения - нормальная практика оверклокинга. Лично я, когда что-либо разгоняю, сразу ставлю дополнительное охлаждение, затем, при необходимости, дорабатываю его. Поэтому, если вы собираетесь серьезно и много заниматься оверклокингом, помогая друзьям и знакомым, привыкайте делать это довольно часто.

К сожалению, приведение четкой пошаговой инструкции невозможно из-за обширности вопроса, поэтому рекомендую перед какими-либо действиями прочитать данный пункт целиком.

11.3.1. Установка кулера
Если на чипе вашей видеокарты установлен один лишь радиатор, не колеблясь ставьте на него вентилятор. Без этого о разгоне можете и не думать - радиатор прогреется и полезут глюки и зависания.

Для установки подойдет старый вентилятор от процессоров Pentium и им подобных. При желании, можно подыскать вентилятор побольше или с большим количеством оборотов.

 Как закрепить вентилятор на радиаторе?
Самый простой способ установить вентилятор - вкрутить его шурупами между ребер радиатора. Если используется вентилятор от кулера, то вы вполне можете воспользоваться теми же шурупами, которыми он был закреплен.

Этот способ не подходит, если вы не желаете оставлять следов на видеокарте из-за требований гарантии или чего-либо еще.

Других способов прикрепить вентилятор к радиатору море - насколько хватит вашей фантазии и подручных средств. Можно прикрутить его нитками; приклеить клеем; закрепить деталями из детского конструктора; подвесить над радиатором; притянуть тонкими резинками; установить на длинных подпорках, упирающихся в дно корпуса или в плату расширения ниже; использовать для крепления стенку корпуса и т.д.

Надеюсь, идею вы поняли :).

Что следует помнить - крепление должно быть достаточно надежным и не разваливаться почем зря.
 
 Установка кулера на видеокарту
Чем больше площадь поверхности радиатора тем лучше охлаждение. На видеокарты устанавливают низкопрофильные радиаторы, чтобы они не мешали установке карт расширения в другие слоты. От такого радиатора большой эффективности ожидать не приходится. Поэтому его частенько стоит заменить на больший. Для этой цели подойдет радиатор от какого-либо процессора или специальный кулер, размер подбирайте визуально.

Закрепить кулер на чипе можно разными способами:

1) приклеить термоклеем;

2) смешать термопасту с суперклеем и закрепить полученной смесью;

3) использовать термопасту в центре чипа, а по краям смазать клеем и закрепить;

4) использовать крепления от старого радиатора (если имеются)

5) использовать отверстия для креплений в текстолите (если они есть);

6) любым другим способом (для идей см. предыдущий подпункт)

При установке большого по размеру охлаждающего устройства на чип вы можете столкнуться со следующими трудностями:

1) Использовать высокий радиатор вам может помешать другая плата расширения. Варианты решения:

 переместить плату расширения;

 использовать радиатор меньшей высоты;

 уменьшить высоту радиатора путем распиливания его ребер.

2) Радиатор с большой площадью основания может упираться в какие-либо детали на плате (обычно конденсаторы) или в разъем слота видеокарты. Варианты решения:

 выпилить из радиатора часть основания над местом расположения мешающих деталей;

если детали круглой формы, то можно высверлить для них "гнездо", помните, что этим деталям не стоит прикасаться к радиатору для избежания их нагрева и электрического контакта;

если вы не хотите распиливать радиатор, можно использовать "прокладку" нужной формы между чипом и радиатором из металла с высокой теплопроводностью, желательно меди, которая имела бы высоту достаточную, чтобы избежать контакта радиатора с выступающими деталями, между контактирующими поверхностями; обязательно использование термоинтерфейса, хотя, даже при его применении, эффективность такого решения будет ниже, чем прямой контакт радиатора с чипом.

3) Большой и тяжелый радиатор требует надежного крепления на плате. Это может потребовать комплексный подход к его крепежу, так как одного способа может не хватить. Кроме того, при ненадежном креплении радиатор может незаметно отделиться от чипа (при креплении, скажем, резинками или нитками или просто плохой подгонке одного к другому) и это может привести в том числе и к самым печальным последствиям.

Надеюсь, я убедил вас в необходимости надежного крепления.

 
 Как снять старый радиатор/кулер?
Обычно фабричные кулеры крепятся на видеокарту такими способами:

1) Специальными пластмассовыми зажимами через отверстия в текстолите. Этот способ крепления не вызывает больших трудностей при снятии:

i. часто достаточно взяться за радиатор и потянуть его в сторону от чипа, иногда требуется приложить усилие;

ii. можно срезать крепления, но тогда вы не сможете ими снова воспользоваться.

2) Термоклеем. Тут чуть сложнее, хотя однажды фабрично установленный радиатор видеокарты с установленным мной вентилятором отвалился сам во время игры в Hitman'а посреди сложной и уже почти пройденной миссии :(. Инструкции:

i. потянуть за радиатор в сторону от чипа; если не получается, увеличить усилия; будьте осторожны с чрезмерными усилиями и не оторвите радиатор вместе с чипом!

ii. разогрейте конструкцию, сняв вентилятор, если он есть, и запустив на 10-30 минут интенсивное 3D-приложение; затем действуйте как в предыдущем пункте;

iii. если эти действия не помогают, можно попытаться срезать радиатор с чипа лезвием, острым скальпелем, канцелярским ножом или самой тонкой гитарной струной; эти действия можно сочетать с разогревом.

iv. еще один способ - вставить отвертку или скальпель между чипом и радиатором (если это физически возможно) и, прилагая усилие отделить радиатор; упирать инструмент непосредственно в поверхность видеокарты/подложку чипа не стоит - это чревато повреждениями видекарты.

v. можно также охладить конструкцию и действовать, как в первых случаях - клей более хрупок, чем чип или радиатор.

3) Суперклеем. Бывает и такое. Это самый сложный вариант. Пробуйте комбинации из варианта с термоклеем. Скорее всего, придется повозиться.
 Не забудьте про термопасту!
Примите себе за правило при установке радиатора/кулера использовать термопасту. Это невзрачное вещество способно иногда творить чудеса, существенно улучшая эффективность охлаждения. Наносить ее следует равномерно по всей контактной поверхности максимально тонким слоем. Если у вас возникают проблемы с нанесением тонкого слоя, лучше сделайте его толще, чем оставлять "пробелы". При установке охлаждающей системы плотно прижмите радиатор к чипу и излишки термопасты выдаваться наружу.
 Полировка контактных поверхностей
Термопаста призвана подменять собой воздушные ямки в неровностях поверхностей радиатора и чипа. Чтобы улучшить охлаждение еще больше, можно отполировать контактирующие поверхности радиатора и чипа, сведя до минимума возможные воздушные прослойки.

Ядро чипа покрыто защитной оболочкой, которая не является идеально плоской, кроме того уменьшив ее толщину можно приблизить охлаждающую систему к тому месту где она больше всего нужна.

Полировать/стачивать крышку чипа нужно самой мелкой наждачной бумагой, которую, для большей точности, можно приклеить к какому-нибудь предмету с плоской и ровной поверхностью.

Смотрите не перестарайтесь и не сточите ядро! :)

11.3.2. Охлаждение памяти
Память выделяет намного меньше тепла, чем GPU, но все равно может потребовать охлаждения, на высокоскоростные модули оно ставится уже на заводе. Ну а так как оверклокер знает, что лучше разгоняется то, что имеет меньшую температуру, он ставит охлаждение на все, что греется.

Обычно достаточно поставить на чипы памяти небольшие радиаторы. Получить их можно, распилив старый процессорный радиатор или любой другой, например тот, который вы уже сняли с чипа видеокарты. Естественно, что чем большего размера радиаторы мы установим, тем лучше будут охлаждаться чипы памяти. Этот вопрос должен решаться отдельно в каждом конкретном случае, например, дополнительный обдув видеокарты снижает требования к размеру радиаторов на памяти, т. к. фактически уже превращает их из пассивного в активное охлаждение.

Общий принцип установки радиаторов на память такой же, как и на чип.
 
11.3.3. Дополнительный обдув видеокарты
Дополнительный обдув видеокарты внешним вентилятором дает возможность лучше циркулировать воздуху около видеокарты, принося холодный и отводя горячий; улучшает отвод тепла с поверхности видеокарты, заменяя пассивное охлаждение активным.

Для обдува лучше всего подойдет большой вентилятор для блока питания 80х80 мм. Устанавливается он так, чтобы обеспечить обдув наибольшей поверхности видеокарты и самых горячих ее частей, при этом стремитесь охлаждать те места, где не установлено активное охлаждение, например, память.
11.3.4. Охлаждение обратной стороны видеокарты
Охлаждение обратной стороны видеокарты может осуществляться как путем установки дополнительного крупного вентилятора, описанной в предыдущем подпункте, так и установкой радиаторов, вентиляторов и кулеров. Охлаждение обратной стороны наиболее актуально для старых видеокарт, чип которых упакован так, что его ядро расположено не сверху, а снизу (например, серия Riva TNT) и имеющих чипы памяти с обеих сторон. Для очень мощных карт или при экстремальном разгоне это также может быть полезным.

11.3.5. Охлаждение в системном блоке
Как не охлаждай видеокарту, толку не будет, если у вас высокая температура внутри системного блока.

Современный компьютер содержит множество греющихся частей: процессор, жесткий диск, видеокарта, чипсет, карты расширения, CD-ROM, причем некоторых из них может быть и несколько. Поэтому приходится принимать меры для поддержания "здоровой" температуры внутри корпуса, что не только поможет разгону видеокарты, но и защитит от сбоев, потери информации, порчи и преждевременного выхода из строя оборудования.

 Открытый корпус
Самый простой способ снизить температуру в корпусе на несколько градусов и предотвратить ее постепенный рост - снять крышку (или крышки) с системного блока. Недостатки, кроме того что туда теперь сможет залезть кто угодно, - повысившийся уровень шума, легкость проникновения пыли, возникновение застойных зон.

Грамотно спроектированный корпус с закрытой крышкой проветривается лучше, чем плохой с открытой. К сожалению такие корпуса пока редкость, но имеющийся можно доработать установкой дополнительных вентиляторов. В любом случае, улучшение или ухудшение охлаждения можно проверить при помощи термодатчика(ов).

 Оптимизация шлейфов, пространства и проч.
Загляните внимательно в свой системный блок: какие препятствия стоят на пути прохода воздуха? Прикрепите все эти шлейфы и провода к стенкам или так, чтобы они меньше мешали потоку воздуха, разнесите жесткие диски, CD-ROM'ы и платы расширения, если это нужно.

 Дополнительные вентиляторы
Установка дополнительных вентиляторов - самое правильное решение для хорошего охлаждения внутри системного блока. Про их правильную установку сказано уже много и я здесь не буду затрагивать этот вопрос.
11.3.6. Бловеры и им подобные
Бловеры - специальные устройства, которые занимаю слот карты расширения и выдувают воздух из корпуса. Их преимущество - можно организовать отток теплого воздуха от конкретной карты, при малом объеме свободного места в системном блоке или при большой скученности внутри него.
11.3.7. Охлаждающие карты
Можно сделать некоторое подобие бловера самому из старой или неисправной карты расширения, установив на нее вентилятор(ы) и вырезав кусок текстолита для прохода воздуха. При этом питание для вентилятора можно брать прямо из слота. Конечно, выдувать воздух из корпуса она не сможет, но обеспечивать дополнительное охлаждение при максимальном удобстве установки - запросто.
11.4. Комплексный подход к охлаждению
Когда вы занимаетесь улучшением охлаждения, важно комплексно и сбалансировано подходить к решению этого вопроса. Прежде чем начать что-то делать, подумайте как будут проходить потоки воздуха, в каком порядке будут охлаждаться устройства, как оптимально расположить охлаждающие механизмы, достичь наименьшей шумности и т.д.

Т.к. этот вопрос важен не только для разгона видеокарт и вообще не только для разгона, в будущих версиях FAQ'а он будет значительно дополнен и расширен.
Арррр.....)

*

Оффлайн Şayan'4ukАвтор темы

  • ********
  • 1391
  • +266/-0
  • Пол: Мужской
Все о видеокартах
« Ответ #17 : 19 Январь 2008, 11:31:36 »
12. Меры предосторожности
При работе с компьютерным оборудованием вообще и при разгоне в частности, необходимо соблюдать меры предосторожности:

12.1. Статическое электричество
Микросхемы можно вывести из строя разрядом статического электричества. Если у вас повышенный уровень статики, примите меры предосторожности: заземление (можно прикоснуться к заземленному предмету, прежде чем трогать электронику), избежание благоприятствующих статике ситуаций - одежды, химикатов и прочего.

12.2. Большие усилия
Основная заповедь сборщика компьютеров - не пихай, если не лезет. Будьте осторожны с чрезмерными усилиями! Обычно они указывают на то, что вы что-то неправильно делаете. Применяйте силу, только если вы уверены, что она нужна. Кроме того, чем больше усилия, тем больше вероятность что молоток/отвертка/гвозди/паяльник или то другое, чем вы орудуете, соскочит и повредит что-нибудь.
 
12.3. Ножки микросхем
Не замкните случайно ножки микросхем! Это может произойти из-за капли токопроводящего вещества (например клея или некоторых видов термопасты) и физического контакта вас с ними :) или другой причины. Что может произойти, если замкнуть парочку, я думаю вы догадываетесь...

12.4. Падение слабо закрепленных предметов
Если вы что-то устанавливаете в системном блоке (вентиляторы, кулеры, радиаторы и т.д.), убедитесь, что вы хорошо их закрепили. Уверяю вас, отвалившийся с неслабо разогнанной видеокарты массивный металлический радиатор с парочкой вентиляторов, с грохотом упавший на вашу звуковую карту и вырвавший ее из слота посреди сложной миссии, не доставит вам особого удовольствия.

12.5. Металлическая стружка
Если вы что-то распиливаете/сверлите, постарайтесь делать это не в системном блоке если есть такая возможность. Металлическая стружка, незаметно засыпавшая вашу электронику, способна развлечь вас после трудных и скучных часов распиливания.
 
13. Какими программами разгонять?
Разгон видеокарт осуществляется программными средствами. Каждая видеокарта имеет свои собственные команды для изменения частот, поэтому, прежде чем разгонять, вам надо запастись соответствующими программами.

Программы для разгона видеокарт можно разделить (с точки зрения оверклокера) на две группы: действующие после перезагрузки и действующие мгновенно. Вторые, по понятным причинам, предпочтительнее.

13.1. Драйверы (реестр)
Частоты многих видеокарт можно изменить, задавая значения определенных ключей в реестре. Часто возможность изменения рабочих частот находится прямо в настройках драйвера. Бывает, что она "спрятана" и включается изменением, опять же, реестра.

13.2. Программа Power Strip
Это самая универсальная программа. Она позволяет разогнать практически любую видеокарту и поэтому постоянно обновляется с целью поддержки самых современных продуктов. Имеет множество других полезных возможностей по настройке самых разнообразных параметров видеокарты и изображения. Недостаток - она shareware.

Последняя версия Power Strip

13.3. Видеокарты Nvidia
Наиболее популярные программы для настройки и разгона видеокарт на чипах фирмы Nvidia - NVmax и Riva Tuner.

13.4. Видеокарты 3dfx
Видеокарты 3dfx содержат в драйвере скрытую вкладку для оверклокинга, аналогичную возможность предоставляет программа Voodoo Overclocker, но самый лучший выбор - Voodoo Control.
 
13.5. Видеокарты ATI
Видеокарты ATI разгоняются при помощи программы Power Strip.

14. Как проверить стабильность?
Когда вы будете заниматься разгоном видеокарты, перед вами встанет вопрос проверки стабильности ее работы.

Нестабильность может выражаться в зависаниях, артефактах изображения (посторонние точки, полосы, выпадание текстур, странные цвета). И то, и другое значит, что видеокарта переразогнана (в данных условиях), и надо снизить частоты ее работы и/или улучшить условия ее работы.

14.1. Чем проверить стабильность?

14.1.1. Специальные тестовые пакеты
Тестовые пакеты, например всем известная серия 3DMark, создаются для сравнительного измерения производительности видеокарт своего времени. Хоть они и не создавались для целей тестирования стабильности разогнанных видеокарт, они вполне подходят для этого, так как поддерживают множество функций 3d-акселераторов и могут загрузить их работой на полную мощность. Естественно, для оптимального результата, используйте тестовый пакет, выпущенный для видеокарт того поколения, которое вы имеете - более ранние версии не смогут загрузить вашу видеокарту в полную силу, а слишком новые приведут к прокачке большого количества текстур и чрезмерному задействованию центрального процессора вместо полноценной работы видеокарты.

Обычно такие тесты имеют "пакетный режим работы", при котором можно указать сколько раз/часов необходимо запускать тесты пакета, или запустить их бесконечно. В 3DMark'е такой режим доступен только после регистрации программы.

14.1.2. Демонстрационные программы
Демонстрационные программы создаются, чаще всего, производителями видеокарт для демонстрации их возможностей и быстродействия. Поэтому они часто поддерживают большее количество функций 3d-акселератора, чем тестовые пакеты и весьма требовательны к производительности и вполне могут стать более мощным стресс-тестом вашей видеокарты.

14.1.3. Игры
Игры обычно поддерживают меньше функций акселератора, чем тестовые пакеты и демонстрационные программы, но тоже вполне сгодятся для проверки стабильности. Это самый приятный способ проверки - одновременно можно поиграться.
 
14.2. Длительность тестирования
При проверке стабильности важным условием является длительность тестирования. Если нестабильность не проявилась в течение 5 минут, это не значит, что она не появится через 2 часа. Видеокарта должна хорошо прогреться, прежде чем можно будет говорить о ее стабильности/нестабильности. При первых шагах в разгоне достаточно очень быстрой проверки (буквально, поднял частоты, запустил игру - работает, поднимаем частоты дальше) для определения примерного потенциала карты. Для точного же определения необходима очень длительная и всесторонняя проверка на стабильность - разными программами и длительное время.

Один из хороших способов - оставить разогнанную видеокарту прокручивать демку из тестового пакета/игры на ночь - если с утра все работает, не сбоит и не зависло - система стабильна.

15. Какие программы/игры можно использовать для тестирования производительности?
Основная цель разгона - повышение производительности. Но определить величину роста "на глаз" часто бывает затруднительно. Кроме того, разные комбинации частот (например синхронность/асинхронность) могут по-разному влиять на производительность. Да и чтобы просто друзьям похвастаться (или самому оценить) без программы для оценки производительности видеокарты не обойтись. Этот пункт перекликается с предыдущим (Как проверить стабильность?), так что, если вы еще его не прочли сейчас - самое время.

Итак, можно использовать следующие программы:
15.1. Специальные тестовые пакеты
Вот они как раз для этого и создавались. Самый удобный вариант - выдают итоговый результат, который, как правило, прозрачно отражает результат повышения частоты при разгоне. Выдают подробную статистику по тестам. Удобно сравнивать с другими системами и достижениями других оверклокеров. Напомню, лучше использовать тест, который создан для видеокарты вашего поколения - его результат будет более адекватен реальному росту производительности.

 
15.2. Тестовые пакеты от производителя
Производители видеокарт создают собственные тесты производительности, которые по совместительству должны демонстрировать возможности видеоакселератора и его скоростной потенциал, возможно даже при использование какого-то определенного набора функций. Как недостаток - они "заточены" под видеокарты определенного производителя или даже определенную модель, следовательно, могут не запуститься на другой видеокарте, а если и запустились, то возникают вопрос о корректности сравнения полученных результатов, а также о том, насколько правильно тест отражает изменение быстродействия в приложениях "реального мира".

 
15.3. Игры
Популярные 3d-игры часто содержат в себе возможность измерения количества кадров (мгновенного и среднего) и являются как раз теми "приложениями реального мира", ради которых, в основном, и производится разгон видеоадаптера. Самые популярные - такие как серии Quake, Unreal и некоторые другие стали "эталоном" производительности и используются для целей ее измерения также широко, как и тестовые пакеты. Демо-версии игр я бы советовал использовать с теми же предосторожностями, что и Тестовые пакеты от производителя.
Арррр.....)

*

Оффлайн Şayan'4ukАвтор темы

  • ********
  • 1391
  • +266/-0
  • Пол: Мужской
Все о видеокартах
« Ответ #18 : 19 Январь 2008, 11:34:18 »
Quake 2
Вызовите клавишей "~" консоль и введите следующие команды:

s_initsound 0

snd_restart

timedemo 1

map название_демки.dm2

Это приведет к отключению звука и запуску демки.

 Quake III Arena
Вызовите игровую консоль нажатием "~", затем введите команду timedemo 1 и запустите демку из одноименного меню Quake III. После окончания демки, вызовите консоль еще раз, теперь вы увидите там среднюю частоту кадров при использовании данной демки.

Для отключения звука, применяются такие же команды, как и Quake 2: s_initsound 0 затем snd_restart.
 
 Unreal Tournament
1) Копируем демку (к примеру utbench.dem) в каталог UT\SYSTEM, где UT это каталог, в который была установлена игра.

2) Запускаем игру.

3) Устанавливаем требуемые настройки качества картинки.

4) Входим в консоль нажатием клавиши "~".

5) Набираем timedemo 1

6) Набираем demoplay utbench

7) Жмем еще раз "~", иначе консоль не закроется, когда демка уже запустится.

8) Ждем окончания демки.

9) Жмем еще раз "~", в последней строке должны быть минимальный, максимальный и средний fps.

 Unreal Return To Napali
1) Запускаем игру.

2) Устанавливаем требуемые настройки качества картинки.

3) Возвращаемся в окно, где крутится демка.

4) Входим в консоль нажатием клавиши "~".

5) Набираем timedemo 1

6) Жмем еще раз "~", для закрытия консоли.

7) Через 2-3 цикла фиксируем значения fps.

 MDK II
При запуске игры появится окно с настройками, указав которые можно щелкнуть по кнопке "Test" и, по окончании демо, будет выдана средняя частота кадров. Есть правда подозрение, что она ограничена максимальным уровнем в 60 fps.

 Expendable
Запустить go.exe с ключом "-timedem2". Результат тестирования записывается в папку игры в файл timedemo.txt

 Serious Sam
1) Запускаем игру, устанавливаем требуемые настройки качества картинки, отключаем звук.

2) Входим в консоль нажатием клавиши "~".

3) Набираем /dem_bprofile=1

4) Жмем еще раз "~", для закрытия консоли.

5) Запускаем демку через меню игры.

6) Ждем окончания демки.

7) Жмем еще раз "~", для открытия консоли.

8) Фиксируем значения среднего fps и минимального пика.

 Инструкции по измерению производительности конкретной игрой
Вы знаете, как измерить производительность в игре здесь не указанной? Тогда, будьте добры, поделитесь этой полезной информацией с общественностью отослав ее мне (mailto:a_fin@ukrtop.com) для размещения в этом разделе. Написать "Прислал многоуважаемый Иванов Иван", мы естественно, не забудем :).

 
15.4. Программа Fraps
Если игра принципиально не поддерживает измерение количества кадров в секунду, можно воспользоваться крохотной утилиткой Fraps, которая умеет отображать частоту кадров в одном из углов экрана и кое-что еще
Программа есть у нас вот ссылка Вы не можете просматривать ссылки. Регистрация или Вход

16. Как разгонять? Рекомендуемая процедура разгона.
А теперь то, что вы так долго ждали :). Следуя приведенной процедуре, вы можете максимально безопасно разогнать видеокарту.

Надеюсь, вы не поленились прочесть предыдущие разделы этого FAQ'а и уже имеете: адекватную систему охлаждения, программу для разгона вашей видеокарты, программы для тестирования стабильности, которые по совместительству могут являться программами для измерения производительности. Конечно, часть этих компонентов не является обязательной. Можно разгонять и "на глаз", без особого тестирования и доработки охлаждения; вы даже получите определенный положительный результат. Но я надеюсь, что, раз уж вы читаете эти строки, то вас интересует серьезный и максимальный разгон, для которого вам и понадобятся перечисленные "инструменты оверклокера".

16.1. Инструкция
Частоту следует повышать постепенно, шагами, в зависимости от начальной частоты: для 100-мегагерцевой платы - по 5 Мгц, для 200-мегагерцевой - по 10 МГц и т.д. Затем провести краткую проверку и повышать частоту дальше. По достижении нестабильности (ошибки, зависания), необходимо откатится на последние рабочие частоты и от них уже повышать отдельно частоты памяти/чипа для определения того, что именно из них сдерживает дальнейший разгон и установки максимально возможной частоты второго компонента.

После достижения "максимальных" частот следует провести тщательную проверку работоспособности. После нескольких минут проверки на стабильность стоит проверить степень нагрева - потрогать чип/радиатор на чипе или посмотреть на показания термодатчика (если он установлен) - если температура довольно высокая, нельзя долго держать руку или показатели термодатчика порядка 70оC, то следует позаботиться о дополнительном охлаждении. Если же температура в порядке, то приступайте к расширенному тестированию стабильности.

После нахождения частот "абсолютной стабильности" и максимальной производительности можно, повышая частоты чипа/памяти по очереди на 1-2 МГц достичь точных граничных частот для вашей видеокарты. Для этого потребуется длительное тестирование каждого или каждых нескольких значений, так как при приближении к граничным частотам работы нестабильность выявить сложнее.

Обращаю ваше внимание на то, что по отдельности чип и память могут заработать на более высоких частотах, чем при одновременном их разгоне. Поэтому для нахождения оптимальной комбинации их частот следует совмещать тестирование стабильности с замерами производительности.

16.2. Алгоритм разгона
Суммируя вышесказанное, приходим к следующему алгоритму:

1) повышаем частоту чипа и памяти по 5-10-... МГц и проводим предварительное тестирование работоспособности

2) если начались ошибки/зависания возвращаемся к последним стабильным частотам, если нет повторяем с 1)

3) постепенно повышаем частоту чипа и проводим предварительное тестирование

4) при нестабильности производим откат и идем далее

5) постепенно повышаем частоту памяти и проводим предварительное тестирование

6) при нестабильности производим откат и идем далее

7) с полученными предварительными итоговыми частотами начинаем углубленное тестирование

8) в случае нестабильности понижаем частоты чипа/памяти и продолжаем углубленное тестирование до получения абсолютной стабильности

9) проводим углубленное тестирование, повышая по очереди частоты чипа и памяти на 1-2 МГц до нахождения максимальной по частоте и производительности их комбинации с сохранением абсолютной стабильности
 
17. Как влияет БИОС видеокарты и его версия на разгон?
Всем известно, что БИОС материнской платы способен очень сильно влиять на разгон процессора и, зачастую, управлять им. Возникает естественный вопрос: а как БИОС видеокарты влияет на ее разгон? Ниже я попытаюсь отразить все варианты.

Внимание: все перечисленные варианты требуют перепрошивки и в большинстве модификации БИОСа видеокарты, к тому же еще не готов "FAQ по перепрошивке БИОСа видеокарт", и я вынужден поместить грозное предупреждение "ТОЛЬКО ДЛЯ ОПЫТНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ!!!".

Прошивка неправильного БИОСа может привести, в лучшем случае к черному экрану после перезагрузки, а в худшем - к порче видеокарты. И если в первом случае вполне реально, используя соответствующую методику, вернуть все как было, то во втором - увы, последствия необратимы. Я вас предупредил!

17.1. Прошивка БИОСа от более мощной карты для "перманентного" разгона
Можно прошить БИОС от карты на базе этого же видеочипа, но с более высокими частотами (например, GeForce 4 Ti4200 прошить БИОСом от Ti4400), чтобы каждый раз не выставлять их вручную. Конечно, вы должны быть уверены, что видеокарта наверняка работает на таких частотах.

Недостатки метода: видеокарта может работать и на более высоких частотах, чем в прошиваемом БИОСе; необходимость тщательного подбора во избежание прошивки БИОСа, с которым карта не сможет работать.

В БИОСе видеокарты обычно зафиксированы значения объема видеопамяти, ее типа, таймингов; информация о дополнительных функциях и микросхемах - TV in/out, DVI, термодатчик и т.п. Поэтому, уж если вы решились прошивать БИОС, постарайтесь найти нужную версию от максимально похожей на вашу видеокарты.
 
17.2. Тайминги памяти
Память способна работать на определенной частоте только с определенными таймингами: для достижения более высокой частоты их необходимо увеличить, а на более низкой возможны меньшие тайминги. Т.к. видеокарта работает в основном с непрерывным потоком данных, а не случайной выборкой из них, то установление замедленных таймингов должно более чем компенсироваться возросшей частотой работы памяти.

Тайминги памяти видеокарты зашиты в ее БИОСе, и если вы располагаете информацией по их изменению, можно попытаться, перепрошив измененный БИОС, разогнать память еще сильнее.

17.3. Версия
Производители не сильно афишируют те изменения, которые они вносят в БИОС и его внутренние параметры, т.к. это, с их точки зрения, не должно заботить пользователя и способно привести только к излишним расходам на поддержку и частой порчи видеокарт из-за ошибок пользователей. Разные версии БИОСа для одной и той же видеокарты могут изменять значения совершенно неожиданных параметров, которые могут (или не могут) положительно или отрицательно влиять на разгон.
 
17.4. Модификация БИОСа
Существуют программы, которые позволяют изменять различные значения в образе БИОСа для дальнейшей прошивки. Неправильные значения параметров могут привести к печальным последствиям, поэтому пользуйтесь такими программами ТОЛЬКО ЕСЛИ ВЫ НА 100% УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТЕ и с максимальными предосторожностями.

18. Экстремальный разгон
Экстремальный разгон получил свое название из-за большого количества трудностей и опасностей при его проведении, и из-за ощутимо лучших его результатов. Применительно к видеокартам он заключается в повышения питающего напряжения на микросхемах видеокарты - видеочипа и памяти - и/или применении "экстремального" охлаждения.

Т.к. я по объективным и субъективным причинам не имею достаточного опыта и знаний для полноценного освещения этого раздела, я прошу людей, обладающих оными опытом и знаниями, помочь в наполнении этого раздела. Если у вас есть что-то полезное (ссылки, свои мысли, свой опыт, инструкции, прочее) - присылайте их мне.

18.1. Опасность экстремального разгона
Экстремальный разгон видеокарт - это в первую очередь перепайка элементов питания с целью повышения напряжения. Отсюда такие опасности:

 неправильной перепайки - перепаяли что-то не то и получите 4 В вместо 2 В со всем поднимающимся дымом...

 неосторожности - паяльником подпаивать миниатюрные ножки микросхем не так-то просто, может и рука случайно дрогнуть...

 выхода из строя от повышенного напряжения - как правило повышение напряжения до 20% безопасно, а ведь иногда возникает желание поднять еще, или карта почему-то больше 15% сгорает - риск.

 незнания - если вы в чем-то ошиблись (не ту инструкцию прочли, не те детали использовали, в уме неправильно подсчитали) - результат возможен все тот же.

Если же вы уверены в своих силах, с детства крепко держите в руках паяльник, у вас есть знакомый радиолюбитель и вы умеете в интернете пользоваться поиском, а, возможно, ничего и никогда не боялись, да еще и острые ощущения любите - то экстремальный разгон явно для вас :D.
 
18.2. Повышение напряжения питания
Для того чтобы повысить напряжение питание на чипе и памяти вашей видеокарты надо хотя бы иметь принципиальную схему или инструкцию. Далее подпаиваются нужные сопротивления к нужным ножкам нужных деталей и получаются нужные напряжения :).

18.3. Экстремальное охлаждение
Про экстремальное охлаждение уже было сказано в разделе 11.2.5. Напомню, что температура зависит от напряжения квадратично и поэтому при экстремальном разгоне нам может понадобится "экстремальное" охлаждение.

Можно применить такие способы:

 мощная классическая воздушная система охлаждения;

 жидкостное охлаждение;

 охлаждение с применением модуля Пельтье;

 использование холодильника/морозильной камеры/деталей от них;

 использование естественных природных условий (зимой) для недолговременного экстремального разгона.

Два последних метода не упоминались ранее. Главная опасность при их использовании - возможность образования конденсата.

19. Заключение
Итак, вы дочитали этот FAQ до конца. Поздравляю. Значит вы действительно Оверклокер. Только настоящий оверклокер читает все статьи по разгону до последнего слова в надежде найти что-то новое. Если же вы не были оверклокером, то после прочтения должны были им стать :).

Если вы уже опытный оверклокер, то возможно вы ничего особо нового для себя не узнали, но, надеюсь, упорядочили свои знания в систему.

Если же вы никогда не занимались вещами, описанными в данном FAQ'е, то мой вам совет - перечитайте его еще раз. А потом еще раз.

Я приложил все усилия для того, чтобы после прочтения данного материала вы смогли максимально эффективно заниматься разгоном видеокарт. Если мои усилия не пропали зря, то я уже предельно рад.
 
Что бы увидеть скрытый контент, у вас должно быть пять сообщений на форуме, если нет дополнительного условия
« Последнее редактирование: 19 Январь 2008, 11:37:05 от Sailkon »
Арррр.....)

*

Оффлайн -=maxdemon=-

  • *******
  • 796
  • +137/-0
  • Пол: Мужской
Все о видеокартах
« Ответ #19 : 19 Декабрь 2008, 16:10:51 »
Такая проблема нужна ваша помощь....
У меня старая материнская плата Foxconn 865a01-pe-6ls-i865pe
и я ни как не могу подобрать видеокарту к ней! Смотрел в Санрайсе нашего города, но там нету карт которые бы поддержалабы моя матушка... Может кто посоветует карточку которая мне подойдет и она еще имеется в продаже? или мне придется менять матушку все таки?


*

Оффлайн grigoriykgb

  • Служить бы рад, прислуживаться тошно!
  • ******
  • 316
  • +27/-0
Все о видеокартах
« Ответ #20 : 19 Декабрь 2008, 18:29:32 »
-=maxdemon=-, честно скажу так не влизая в подробности - раз мать старая значит и карточки которые на нее идут исключительно старые -и уже новые такие не выпускаются и остается один шан перекупить с рук поддержанную. надежность которой будет под вопросом, оно надо? щас за 2-3 тысячи можно купить нормальную материнку на которую все пойдет ну или почти все , так что если есть деньги а они в данном случае не такие большие, я бы посоветовал попробовать впарить свою материнку старую может кому нить из знакомых компьютерщиков, а себе купить новую а то щас на эту материнку не идет карточка через пол года не пойдет новое подключение жестких дисков , а через год и дисковод не подсоединишь = сливай кароче ;)
Вы не можете просматривать ссылки. Регистрация или Вход

*

Оффлайн мила

  • мила
  • ******
  • 354
  • +19/-0
  • Пол: Женский
Все о видеокартах
« Ответ #21 : 15 Апрель 2009, 19:18:06 »
все это интересно, и, главное, так подробно описано, вот тока инфа на 1 странице уже устаревшая..не мог бы кто выложить, какие щас видеокарты хорошие, так же как и вначале?

*

Оффлайн Связной®

  • ********
  • 1647
  • +349/-0
  • Пол: Мужской
  • !!!Не зли меня!!!
Все о видеокартах
« Ответ #22 : 15 Апрель 2009, 22:22:02 »
Вот парочка видеокарт:

nVIDIA

GeForce 9600 GT
GeForce 9600 GS
GeForce 9600 GSO
GeForce 9600 GSO+
GeForce 9800 GT
GeForce 9800 GTX
GeForce 9800 GTX+
GeForce 9800 GX2
GeForce GTS 240
GeForce GTS 250
GeForce GTX 260
GeForce GTX275
GeForce GTX 280
GeForce GTX 285
GeForce GTX 295

AMD
Radeon HD4350
Radeon HD4550 (RV710)
Radeon HD4650
Radeon HD4670 (RV730)
Radeon HD4830
Radeon HD4850
Radeon HD4870 (RV770)
Radeon HD4870 X2
Radeon HD4850 X2 (R700, 2х RV770)
Radeon HD4890 (RV770,RV790)
Если что-то заинтересует, можно задовать вопросы, по мере знания и понимания будем отвечать всем форумом!
Вы не можете просматривать ссылки. Регистрация или Вход
Вы не можете просматривать ссылки. Регистрация или Вход