Этимология мировых IT-брендов, часть II
Каждому из нас в жизни не раз приходилось придумывать различные названия для собственных затей. Пусть не названия компаний, но никнеймы для регистрации в различных конференциях или блогах; имена для ICQ и Skype; наконец, хоть какие-то наименования для регистрации адресов электронной почты. Испол...

Каждому из нас в жизни не раз приходилось придумывать различные названия для собственных затей. Пусть не названия компаний, но никнеймы для регистрации в различных конференциях или блогах; имена для ICQ и Skype; наконец, хоть какие-то наименования для регистрации адресов электронной почты. Использование самого простого идентификатора - собственной фамилии с инициалами, уместно далеко не всегда, и вот мы перебираем в голове различные варианты разной степени благозвучности, без всякой уверенности в том, что найденное в муках название до сих пор не занято более прыткими предшественниками.

Полагаю, именно такие процессы каждый раз занимают учредителей при зарождении новой компании. С той лишь разницей, что важность и торжественность момента при этом гораздо больше - ведь в случае удачи предприятия (в которой на момент созидания компании никто не сомневается), ответственность перед клиентами и потомками неизмерима с выбором "ника" при открытии нового электронного ящика. К этому необходимо добавить ряд дополнительных "брендообразующих" вопросов, вроде традиционных – выбора логотипа-эмблемы, или современных, вроде проверки возможности занятия соответствующего доменного имени. Плюс к этому, в современных реалиях глобализма, весьма нелишним бывает проверить наконец-то выстраданное имечко компании на благозвучность в других языках – знаете ли, такие иногда матершинно-ругательные казусы встречаются (возможно, когда-нибудь мы поговорим и о них). Словом, голову поломать приходится изрядно.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Перебрав в уме различные сочетания фамилий компаньонов, обдумав и откинув как неуместные варианты "синтетических" названий (о них мы обязательно поговорим в отдельном материале), "отцы-основатели" новых фирм порой вспоминают о географии. Вот где кладезь имён компаний, ведь каждый местный ручеёк или холмик может иметь совершенно уникальное название! Примеров тому множество.


Nokia … Год 1865. Предприниматель Кнут Фредерик Идестам (Knut Fredrik Idestam) открывает в окрестностях финского города Тампере завод по производству целлюлозной массы, благо, древесины в этих краях всегда было вдоволь. Протекающая неподалёку река Нокинавирта (Nokianvirta, в честь nokia - старинного финского названия соболя) исправно снабжает фабрику недорогим электричеством, так что неудивительно, что дела компании постоянно идут в году. Позже производство перебирается поближе к неподалёку расположенному городку с одноимённым названием Нокиа.

Nokia На рубеже XIX и XX столетий (1898) здесь же возникает компания по выпуску различных изделий из резины - Finnish Rubber Works, которая впервые и фактически сразу начинает использовать название города Nokia в качестве собственной торговой марки. Шло время, закончилась Первая Мировая война, оживало производство. Окончательно вставшая к тому времени на ноги компания Finnish Rubber Works поглотила фабрику Wood Mills, а в придачу к ней - ещё одно, основанное в 1912 году местное производство под названием Finnish Cable Works, выпускавшее кабели для телефонных и телеграфных линий.

Nokia Такова вкратце предыстория возникновения крупнейшего международного многопрофильного индустриального гиганта, который, начиная с 1967 года, носит название Nokia Corporation, имеет штаб-квартиру в городе Эспоо и выпускает самую разную продукцию – от бумаги до велосипедов, от автомобильных шин до резиновых лодок, от кабелей и компьютеров до телевизоров, электрических генераторов и радиодеталей. Впрочем, нашим читателям торговая марка Nokia известна более своими знаменитыми мобильными телефонами и коммуникационным оборудованием.

Вот так современная корпорация с многомиллиардными оборотами получила своё название от небольшой финской речки. Впрочем, история знает ещё один, не менее интересный случай, когда одна из крупнейших компаний мира увековечила в своём бренде имя расположенного поблизости ручья.

Adobe Systems Речь о созданной в декабре 1982 года компании Adobe Systems. К тому времени её создатели, Джон Уорнок (John Warnock) и Чарльз Гешке (Charles Geschke), уже оставили свои рабочие места в Xerox PARC ради дальнейшей разработки и коммерациализации языка описания страниц PostScript. Нынче офис Adobe Systems находится в Сан-Хосе, но в первые годы существования компании он располагался в Маунтин Вью (Mountain View), и рядом с ним протекал знаменитый теперь на весь мир ручей - Adobe Creek.

Первый успех к Adobe Systems пришёл после того, как в 1985 году Apple Computer лицензировала язык PostScript для линейки своих лазерных принтеров LaserWriter.

А дальше… дальше началась компьютерная революция в издательском и дизайнерском деле, которую с тех пор бессменно возглавляет компания Adobe с наиболее обширным списком профильной продукции. Возможно, вы не используете профессиональные пакеты Adobe Illustrator и Adobe InDesign; возможно, у вас не хватает деньжат на лицензию Adobe Photoshop, After Effects или Adobe Premiere; возможно, вы верстаете не в Adobe Dreamweaver и ваяете не в Adobe ColdFusion; но в любом случае на вашем компьютере с большой долей вероятности установлена какая-нибудь версия из продуктов семейства Adobe Acrobat, а один из ваших браузеров так или иначе поддерживает технологию Adobe Flash. Иначе в Интернете жить попросту неинтересно. Пожалуй, самое время поставить на берегу Adobe памятник в честь ручья, давшего имя компании с мировой известностью. И водить туда туристов.

Кстати, Adobe Creek, и, соответственно, Маунтин Вью, всё это так называемый San Francisco Bay Area – конгломерат Сан-Франциско, возникший вокруг залива Сан-Франциско. Да-да, это там где Окленд и Сан-Хосе; где Аламеда, Напа, Сан-Матео, Санта-Клара и Сонома; где Алькатрас и мост Golden Gate – итого, девять графств Северной Калифорнии, 101 город, 7000 квадратных миль, составляющих огромный единый мегаполис с более чем 7 млн. жителей. Как вам идея использовать Сан-Франциско в качестве названия компании? Разумеется, так вот, "в лоб", вряд ли получится, но если подумать…

В далёком уже 1984 году Леонард Босэк (Leonard Bosack) и Сандра Лернер (Sandra Lerner), семейная пара выпускников Стэнфордского университета, впервые в мире довели до коммерческого успеха устройство, без которого нынче не работает ни одна мало-мальски разветвлённая сеть – маршрутизатор (router). В дверь уже стучалась новая эра человечества – Эра Интернета, немыслимая без устройств коммуникаций, и поэтому нет ничего нескромного в девизе этой компании - "The Worldwide Leader in Networking for the Internet", и нет ничего удивительного в том, что в 1990 году компания была продана уже за $170 млн.

Cisco Systems Впоследствии Босэк и Лернер развелись, но это уже совсем другая история. Мы же вернёмся к истории возникновения имени этой компании, штаб-квартира которой поныне располагается в Сан-Хосе, что в Кремниевой Долине (Silicon Valley), всё в том же San Francisco Bay Area, точнее, в его регионе South Bay. Так вот, речь – о компании Cisco Systems, Inc., название которой – cisco, является ни чем иным как сокращением от San Francisco. Интересно в связи с этим отметить, что первоначально одним из вариантов написания названия компании была версия именно в нижнем регистре – cisco, (в отличие от ещё одной компании CISCO, существующей по сей день), однако со временем первая буква названия всё же превратилась в заглавную – так всё же значительно удобнее.

Про Cisco Systems можно рассказывать бесконечно - это мировой лидер в области сетевых технологий с капитализацией $17,5 млрд., фундаментально изменивший в течение двух десятилетий подход к компьютерным коммуникациям. Cisco – это Академия Cisco Networking с филиалами в 128 странах и профессиональными сертификациями CCIE, CCNA, CCDA, CCNP, CCDP, CCIP and CCSP. Cisco – это 57 тысяч сотрудников по всему миру, это IP-коммуникации, сетевая безопасность, беспроводные LAN, сети хранения (SAN), домашние сети, видеосистемы, сетевые услуги и множество других технологий, идей, товаров и услуг. Словом, название компании, равно как и её логотип, хорошо известны во всех уголках планеты.

Кстати, дизайн логотипа Cisco многие ошибочно воспринимают как схематическое изображение цифрового сигнала. Старый логотип компании так и вовсе вызывает у большинства именно такие ассоциации.

Cisco Old logo
Между тем, это не что иное, как изображение Golden Gate – самого знаменитого моста залива Сан-Франциско. Впрочем, если вам нравится именно версия с цифровым сигналом – почему бы и нет.

Cisco Old logo

Впрочем, использование географических названий для именования торговых марок присуще не только европейским и американским компаниям. Япония в этом плане – пожалуй, лидер, чего стоит одно только упоминание священной горы Фузди во множестве самых различных брендов вроде Fujifilm (см. История японских брендов).

Однако не только Фудзияма удостоилась чести быть увековеченной в названиях японских торговых марок. Так, одна из известнейших сегодня в мире компаний, выпускающих мониторы и дисплеи, была зарегистрирована в 1973 году в японской префектуре Nagano, а имя взяла в честь назвиния города.

Итак, компания iiyama (Kabushiki-gaisha iiyama)

Iiyama

На поверку оказывается тёзкой (или однофамильцем?) города Iiyama

Iiyama City

Компания iiyama действительно моложе города, однако ненамного, поскольку статус города был получен Iiyama сравнительно недавно, 1 августа 1954 года. Кстати, компания iiyama начинала в своё время с производства элементов телевизионных антенн, а выпуск мониторов под собственной торговой маркой был начат в 1978 году.

Nokia С тех пор много времени утекло. Компания iiyama стала признанным авторитетом по производству профессиональных и полупрофессиональных мониторов с диагональю до 40 дюймов, а сотрудники компании работают по всему миру, включая Россию.

Самый же распространённый способ "использования географии" – создание аббревиатур с указанием национальной или региональной принадлежности компании. Именно по этому принципу возникло название известнейшей британской телерадиокомпании The British Broadcasting Corporation, более известной как BBC.

BBC
Именно таким способом было создано название компании American Telephone & Telegraph, просуществовавшей под этой маркой с 1885 по 2005 год и затем переименованной в краткое AT&T.

AT&T
Именно так в 1865 году было сформировано название компании BASF AG, что расшифровывается как Badische Anilin und Soda Fabrik.

BASF
Да что там, в 1992 году была создана телекоммуникационная компания с грозным названием COLT, точнее, COLT Telecom Group plc, название которой расшифровывается достаточно мирно - City Of London Telecommunications.

COLT

Подводя итог нашим сегодняшним географическим исследованиям хочется сказать, что на самом деле не так то просто выбрать красивое, звучащее и в то же время ещё "не занятое" название для новой IT-компании. Сунешься, к примеру, назвать своё детище в честь долины Sonoma, где выращивают виноград для знаменитых на весь мир калифорнийских вин – ан нет, занято уже, если не в IT-отрасли, так в обязательно в какой-нибудь другой. Впрочем, к счастью российских покорителей бизнес-вершин, на их век незанятых названий ещё предостаточно, в том числе, географических. А если покажется мало – можно взяться за пантеон славянских языческих богов… Лишь бы было желание.


На сегодня всё. Пишите, предлагайте, каким компаниям в следующий раз будем "мыть косточки". До встречи!


Ссылки по теме:

- Обсудить материал в конференции




Разместил: Admin | Дата: 26.11.2007


Рейтинг статьи

Средняя оценка: 5/4Средняя оценка: 5Всего голосов:4

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.