Статьи

Бизнес


Оценка бизнеса методами сравнительного (рыночного) подхода.


Сравнительный (рыночный) подход определяет стоимость предприятия путем анализа недавних продаж сопоставимых компаний или акций открытых обществ и проведения соответствующих корректировок на различия между оцениваемой компанией и компаниями – аналогами.

Рыночный подход основан на принципе альтернативных инвестиций. При реализации сравнительного подхода рассчитывается отношение цены  продажи и  финансовым критерием  предприятия, называемое ценовым мультипликатором. Произведение величины мультипликатора на значение финансового показателя равно рыночной стоимости.

Рассчитываются мультипликаторы: цена балансовая прибыль; чистая прибыль; текущий денежный поток; чистый денежный поток; валовая прибыль; дивиденды,  балансовая стоимость;  чистая стоимость активов и др.

Основные проблемы в оценке с применением сравнительного подхода:

  •  выбор предприятий аналогов;
  •  выбор мультипликаторов.

Источники информации: данные о сделках на открытых фондовых рынках; данные о ценах сделок с ценными бумагами в уставных капиталах закрытых компаний.

В рамках сравнительного подхода применяются следующие методы:

  •  рынка капитала;
  •  сделок;
  •  отраслевых коэффициентов соотношений сделок.

Метод рынка капитала состоит в определении стоимости акций оцениваемого предприятия,  по рыночным данным о ценах сделок с миноритарными пакетами акций  аналогичных открытых предприятий.

Метод сделок называют еще  методом  сравнительного анализа продаж – это частный случай метода рынка капитала, основанный на анализе цен покупки  контрольных (мажоритарных) пакетов акций предприятий – аналогов  или цен продаж предприятий. Объект оценки сравнивается с недавно проданными компаниями – аналогами, выступающими в качестве объектов сравнения. Рыночная стоимость объекта оценки (например, оценка коммерческой недвижимости)  равна цене продажи объекта сравнения с учетом корректировок. Корректировка идет со знаком плюс в том случае, когда объект сравнения в чем-то уступает объекту оценки. Финансовый анализ и применение мультипликаторов выполняется также как в методе рынка капитала.

Метод отраслевых коэффициентов применяют для оценки  стоимости небольших предприятий (малого бизнеса) по показателям, сложившимся на стабильных рынках по специализированным и активным отраслям, полученным на основе отраслевой статистики и связывающим цену продажи предприятия и его годовую выручку.

Формулы для расчета  стоимости:

  •  компании  розничной торговли – 0,75-1,5 от чистого годового дохода плюс запасы и  оборудование;
  •  машиностроительные компании:  (1,5 – 2,5) * (чистый доход + запасов).

Метод отраслевых коэффициентов оценочные компании  не применяют широко в отечественной практике ввиду недостаточной активности рынка сделок. Метод не дает высокой точности результатов, но позволяет оценить достоверность тех результатов, которые были получены более точными методами.


Дата публикации: 2013-01-11
Прочитано: 1143 раз


[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.