Статьи

Культура и искусство


Свободная «Кармен» - бессмертное творение Бизе


Сейчас трудно представить, что когда-то опера Жоржа Бизе вызвала бурю негодования у парижан. Она показалась им слишком неприличной и развязной.

Зато в России оперу полюбили сразу. Билеты в Большой театр не залеживались в прошлом веке, да и сейчас раскупаются мгновенно.

Литературной основой послужила новелла Проспера Мериме, переработанная по просьбе композитора. Новелла писателя и либретто оперы, конечно, значительно отличаются друг от друга. Либретто более графично, характеры героев очерчены порезче. Хозе из мрачного и сурового разбойника превратился в безвольного и вспыльчивого крестьянского парня. А Кармен из хитрой и вороватой цыганки стала воплощением бескорыстного свободолюбия и духовной красоты.

Премьерный спектакль состоялся в 1875 году. Жоржа Бизе обвиняли в безнравственности, еще бы, как можно было рассказывать со сцены о таких неприличных вещах? В общем, абсолютно ничего не предвещало опере долгой жизни. Исследователи творчества Бизе считают, что композитор так рано ушел из жизни, потому что слишком переживал по поводу нападок на его детище.

Только Чайковский услышал признаки будущего бессмертия оперы Бизе, сразу назвав «Кармен» шедевром. Легкой танцующей походкой прошла «Кармен» по Европе, заглянула в Россию и осталась в ней навсегда.

На сцене Большого театра оперу ставили много раз. Нынешняя - восьмая по счету. Для режиссуры спектакля пригласили английскую знаменитость – Дэвида Паунтни, а дирижером назначили прославленного Юрия Темрюкова, что уже само по себе завораживает. Ведь Паунтни известен как режиссер радикальный и очень смелый, а Темрюков славится своей консервативностью и любовью к традициям.

Восстановление первоначального варианта оперы можно считать своеобразным оксюмороном, соединением несоединимого. Именно так проявились новаторство и радикальный подход. Действительно, все новое – это хорошо забытое старое. Полюбоваться Кармен и увидеть как «осовременил» творение Бизе английский режиссер можно, если приобрести билет на оперу «Кармен».

В новой постановке были восстановлены диалоги, которые после смерти Бизе заменили речитативами, потому что современникам композитора диалоги казались слишком смелыми. К тому же время действия максимально приближено к сегодняшнему дню.

Но музыка, светлая и яркая, испускающая токи радости, утверждающая свободу счастливого, уверенного в себе человека. Зрители с головой погружаются в бурный водоворот страстей, наслаждаются страстностью и темпераментом музыкального решения оперы, насыщенностью сюжета и обрисовкой главных героев и действующих лиц.


Дата публикации: 2013-03-04
Прочитано: 945 раз


[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.